Мечтаю о создании музея уличного искусства в Нижнем Новгороде!
Мечтаю о создании музея уличного искусства в Нижнем Новгороде!
Интервью с Никитой Номерзом, художником, урбанистом, исследователем городской среды, автором проекта «Живые стены», основателем фестиваля “Место”, участником международных фестивалей уличного искусства, спикером урбанистических форумов и сообществ.
– Никита, в 2022 году вы выпустили «Энциклопедию уличного искусства Нижнего Новгорода (1980–2020)». Ваш вклад в документирование уличной культуры этого города стал важным этапом в осмыслении локальной сцены. Как вы видите следующий шаг? Работаете ли уже над подобным изданием по другим российским городам?
– Формат печатных изданий сейчас особенно интересен для меня. В данный момент я готовлю к выпуску новую книгу, которая будет полностью посвящена моему авторскому проекту «Части целого». В неё вошёл обширный архив работ, созданных как в городской среде, так и в мастерской за более чем десять лет. Издание дополнено авторскими текстами, которые раскрывают контекст произведений, их символику и философию. Книга должна выйти в свет уже этим летом.
Серия «Части целого» — это графичные лица и фигуры, собранные из отдельных элементов. Эти детали символизируют способность человека становиться целостной личностью благодаря знаниям, опыту, встречам и взаимодействию с другими. С раннего возраста человек собирает себя по частям — через выборы, влияние окружающих и прожитые события, формируя свою индивидуальность.
В планах также и несколько других изданий, посвященных уличному искусству. Одно из них находится в стадии подготовки — книга о российской сцене в целом.
– Вы буквально «заполняли городские пустоты» Нижнего Новгорода своими работами с 2005 года, город становился живее в прямом смысле этого слова. Скажите, планируете ли вы масштабировать такой подход в другие города России — например, Владивосток, Екатеринбург, Казань..?
– Мне очень интересно путешествовать по разным городам России и другим странам, участвовать в фестивалях и арт-резиденциях. Поэтому мои работы уже давно вышли за пределы Нижнего Новгорода. За годы художественной практики я побывал во многих городах, реализовал проекты в Европе и Азии. Искусство стало для меня не только формой выражения собственных идей, но и возможностью видеть мир, открывать новые места, знакомиться с интересными людьми. Всё это очень вдохновляет и дает мощный импульс для появления новых замыслов и проектов.

– Фестиваль «Место» -  международный проект, посвященный стрит-арту, и он охватил уже более 250 объектов и 150 художников с 2017 года. Эта программа стала точкой притяжения для уличных художников со всей России и за её пределами. Есть ли план организовывать вне Нижнего Новгорода?
– Фестивальная активность сейчас на паузе, но в планах — проведение групповой выставки. В 2023 году мы запустили формат «Открытая мастерская»: впервые за всё время акцент был сделан на студийную работу. В течение года мы предоставляли мастерскую художникам «уличной волны» для реализации персональных проектов. По итогам каждый участник передал в фонд фестиваля одну работу на холсте, и сейчас у нас собрана внушительная коллекция, которую мы хотим представить в формате выставочного проекта и сопроводить печатным каталогом. Этот проект должен был состояться уже в этом году, но, к сожалению, выставка не состоялась из-за срыва договоренностей с площадкой, с которой мы вели переговоры на протяжении года. Сейчас рассматриваем альтернативные варианты.
Личный архив. Никита Номерз.
Что касается масштабирования фестиваля «Место» в другие города, у нас уже есть опыт проведения спецпроектов за пределами Нижнего Новгорода. В 2018 году мы реализовали уличную галерею в Москве — художники со всей России создали уникальные работы, покрыв бетонный забор общей площадью почти 500 квадратных метров. А в 2021 году мы организовали большую выставку нижегородских уличных художников в парке «Зарядье».
Тем не менее, для меня как основателя фестиваля важно, что фестиваль «Место» вырос именно в Нижнем. Этот город остаётся сердцем проекта — здесь он родился и развивался, и мне всегда было принципиально важно реализовывать его именно в родном городе.

– Ваша программа «Живые стены» получила признание в 2012 году - две ваши работы вошли в мировую сотню лучших произведений уличного искусства по версии портала Street Art Utopia. Вы уже не раз соединяли локальную художественную повестку с международным контекстом. Как вы планируете развивать международные проекты и симбиоз локального с зарубежным опытом в ближайшие годы?
– Участие в различных проектах — как российских, так и международных — оказало большое влияние на развитие фестиваля «Место», который я впервые организовал в 2017 году. С одной стороны, вдохновляясь примерами фестивалей, мне хотелось привнести в родной город уличное искусство крупного масштаба. С другой — размышляя о том, каким должен быть наш фестиваль, я стремился интегрировать лучшие практики, адаптируя их к локальному контексту и добавляя собственное видение. Это сочетание внешнего опыта и локальной специфики стало важной основой для развития проекта.

– Вы участвовали в арт-резиденциях в Париже, Хельсинки, Линце и других программах поддержки творческих людей. Это наверняка обогатило ваш творческий багаж.  Есть ли задумка “перевезти” полученные идеи и нереализованные планы с площадок для развития искусства в другие города России?
– В прошлом году я участвовал в двух арт-резиденциях в Европе — в музее уличного искусства Mausa во Франции и в Mural Harbor в Австрии. Эти поездки дали мне не только вдохновение, но и множество идей, которые хотелось бы реализовать в России. Я давно мечтаю о создании музея уличного искусства в Нижнем Новгороде. Сейчас в стране нет постоянной площадки такого масштаба. Единственным примером был Музей стрит-арта в Санкт-Петербурге, который, к сожалению, прекратил свою деятельность весной 2022 года.
До его закрытия я успел создать там, на сегодняшний момент, свою самую масштабную уличную работу — мурал площадью 1600 квадратных метров.
Однако уже два года в Санкт-Петербурге развивается другой важный проект — «Стрит-арт хранение». Это уникальное пространство, посвящённое сохранению и исследованию уличного искусства. В его коллекции собраны артефакты, документы и студийные работы художников «уличной волны», всё хранится по музейным стандартам. Мои работы также представлены в архиве этого института. Мне близок такой подход, и хотелось бы адаптировать и его элементы в родном городе.
В ближайшие годы я планирую продолжить развивать международное сотрудничество и искать точки пересечения локального и глобального опыта, чтобы привносить в российскую культурную среду новые форматы и идеи, которые работают в других странах. И одновременно делится нижегородским почерком за рубежом.

Личный архив. Никита Номерз.
– Эфемерность — почти синоним уличного искусства. Ваши уличные работы часто живут недолго — кто-то закрашивает их, кто-то разрушает сами стены. Что для вас значит эта временность? Как вы сами переживаете исчезновение своих произведений?
– Временность — естественная часть уличного искусства, и я изначально принимаю её как данность. Она придаёт работам особую ценность — они существуют здесь и сейчас, в живом контакте с городом и его жителями. Исчезновение — это не потеря, а завершение цикла, которое часто становится частью самой идеи. Некоторые мои работы создаются с осознанием, что они рано или поздно будут закрашены, разрушены, перекрыты временем — и это не обесценивает их, а наоборот, подчеркивает хрупкость и подлинность момента.
В уличных проектах для меня важнее след, который она оставляет — в памяти, в фотографиях, в восприятии зрителей. Иногда исчезновение даже усиливает значение произведения, превращая его в личный опыт тех, кто успел его увидеть. Этот процесс напоминает о том, что всё подвержено изменениям — и сам город, и его облик, и искусство, которое с ним взаимодействует.

– У вас есть опыт и уличной, и галерейной практики. Вы продолжаете совмещать стрит‑арт и студийные графические работы — какая связь между ними и где вам удобнее работать?
– Я стараюсь размывать границы между уличным и галерейным искусством — для меня это не противоположности, а разные формы одного высказывания. Многие мои проекты посвящены именно этой теме. В выставочной практике я часто использую материалы, найденные на улице: куски разрушенных стен, доски от снесенных домов, фрагменты фальшфасадов. Благодаря этому студийные работы сохраняют связь с городской средой.
И наоборот — некоторые уличные проекты частично создаются в мастерской. Например, я делал деревянные панно, которые затем устанавливал на улицах. В зимнее время это особенно удобно и позволяет продолжать работу в городской среде, даже если погодные условия не позволяют рисовать на месте. Получается, что работа рождается в студии, но живёт на улице — и граница снова стирается.
Мне неважно, где именно создана работа — в мастерской или на улице. Важно, чтобы она была искренней и содержательной.

– И напоследок — немного личного. В нашей редакции есть традиция: в конце интервью просим пожелать что-то нашим любимым читателям. Что пожелаете вы?
– Хочу пожелать вам добра, мира и того, чтобы каждый день приносил смысл и внутреннюю опору. Не теряйте любопытства и способности удивляться — и в искусстве, и в жизни в целом. И пусть в вашем городе всегда будет место для живого искусства, свободы самовыражения и искреннего диалога.

Текст: София Щедрова