– Эфемерность — почти синоним уличного искусства. Ваши уличные работы часто живут недолго — кто-то закрашивает их, кто-то разрушает сами стены. Что для вас значит эта временность? Как вы сами переживаете исчезновение своих произведений?
– Временность — естественная часть уличного искусства, и я изначально принимаю её как данность. Она придаёт работам особую ценность — они существуют здесь и сейчас, в живом контакте с городом и его жителями. Исчезновение — это не потеря, а завершение цикла, которое часто становится частью самой идеи. Некоторые мои работы создаются с осознанием, что они рано или поздно будут закрашены, разрушены, перекрыты временем — и это не обесценивает их, а наоборот, подчеркивает хрупкость и подлинность момента.
В уличных проектах для меня важнее след, который она оставляет — в памяти, в фотографиях, в восприятии зрителей. Иногда исчезновение даже усиливает значение произведения, превращая его в личный опыт тех, кто успел его увидеть. Этот процесс напоминает о том, что всё подвержено изменениям — и сам город, и его облик, и искусство, которое с ним взаимодействует.
– У вас есть опыт и уличной, и галерейной практики. Вы продолжаете совмещать стрит‑арт и студийные графические работы — какая связь между ними и где вам удобнее работать?
– Я стараюсь размывать границы между уличным и галерейным искусством — для меня это не противоположности, а разные формы одного высказывания. Многие мои проекты посвящены именно этой теме. В выставочной практике я часто использую материалы, найденные на улице: куски разрушенных стен, доски от снесенных домов, фрагменты фальшфасадов. Благодаря этому студийные работы сохраняют связь с городской средой.
И наоборот — некоторые уличные проекты частично создаются в мастерской. Например, я делал деревянные панно, которые затем устанавливал на улицах. В зимнее время это особенно удобно и позволяет продолжать работу в городской среде, даже если погодные условия не позволяют рисовать на месте. Получается, что работа рождается в студии, но живёт на улице — и граница снова стирается.
Мне неважно, где именно создана работа — в мастерской или на улице. Важно, чтобы она была искренней и содержательной.
– И напоследок — немного личного. В нашей редакции есть традиция: в конце интервью просим пожелать что-то нашим любимым читателям. Что пожелаете вы?
– Хочу пожелать вам добра, мира и того, чтобы каждый день приносил смысл и внутреннюю опору. Не теряйте любопытства и способности удивляться — и в искусстве, и в жизни в целом. И пусть в вашем городе всегда будет место для живого искусства, свободы самовыражения и искреннего диалога.