Чем прославилась Йошкар-Ола за 440 лет и почему ее стоит посетить!?
Чем прославилась Йошкар-Ола за 440 лет и почему ее стоит посетить!?
Интервью с Ольгой Бадма-Халгаевой, постоянным представителем Республики Марий Эл при Президенте Российской Федерации.
- Ольга, поздравляю вас и всех местных жителей с 440-летием замечательного города Йошкар-Ола! Солидный возраст. Начну с самых главных вопросов. Почему этот город стоит посетить? Чем он отличается от сотни других российских городов?
- Город на необычную букву «Й», столица Марийской республики, «Европа в центре России», уютный, симпатичный, сказочный и неординарный – всё это Йошкар-Ола, что в переводе с марийского значит «Красный город».
Стоит только побывать здесь, полюбоваться красотой его бульваров и улиц, зеленым нарядом, мостами, ощутить гостеприимство жителей – и обязательно захочется вернуться.
Расположена Йошкар-Ола в центральной части России на расстоянии 800 км от Москвы и 50 км от реки Волги.
Своей архитектурой столица Республики Марий Эл удивит даже самых взыскательных путешественников, неспроста Йошкар-Ола входит в ТОП-10 городов для селфи!
Стоит отметить Музей сказок под открытым небом. Здесь можно встретить Бабу Ягу, Царевну Лягушку, Водяного и многих других сказочных персонажей. Все скульптуры выполнены народным марийским художником и скульптором Геннадием Алексеевичем Ефремовым. Персонажи сказок сделаны из дерева. Здесь вы также можете познакомиться и с марийскими героями: Акпарс – сотенный князь горных марийцев, великан Онар, богатырь Чоткар, освободивший марийские селения от кочевников. Музей сказки под открытым небом в Йошкар-Оле – это желание его создателей объединить русские народные сказки и марийский фольклор.
Многие слышали про скульптурную композицию «Йошкин кот». Колоритного кота, восседающего на скамейке, его придумали местные скульпторы С. Яндубаев и А. Ширнин, а студенты положили начало новой традиции потереть коту нос на удачу. Сейчас мимо этого кота не проходит ни одна экскурсионная группа.
В 2024 году в Йошкар-Оле появилась «кото семейство». В рамках проекта Сбера, Школы креативных индустрий и Музея истории города Йошкар-Олы в городе установили семь фигурок котят, исполняющих желания. Авторы называют его «детками Йошкина Кота и Йошкиной Кошки» и «семью чудесами Йошкар-Олы». Интересно, что у каждой фигурки – свое имя, образ и история. Например, получить толику вдохновения удастся после того, как прохожий потрет пуант у одной из фигурок. Удача улыбнется тому, кто потрет лапку котенка с монеткой. Мини-памятники напомнят о 440-летии марийский столицы и дадут притязательному туристу возможность сделать необычные снимки.

- Есть достопримечательности, которые доступны в интернете и о них можно прочитать. Кстати, Йошкар-Ола богатый город на красивые места: Набережная Брюгге, Архангельская слобода, Республиканский театр кукол, Царевококшайский кремль и многие другие. Однако в каждом городе есть свои потаенные места, доступные местным жителям. Уверена, что и ваш город не исключение. Что вы порекомендуете посмотреть, посетить, а возможно и попробовать из местной еды?
- Что касается гастрономии, то три из четырех зарегистрированных региональных брендов гастрономические: национальное блюдо «Марийский подкоголь», «Горномарийский кравец», сыр «Сернурская легенда».
Существенной чертой марийской национальной кухни является приготовление значительного количества блюд из муки и разной крупы, например, овсяной, ячневой, гречневой, перловой, гороховой.
Распространенным угощением у марийцев является «коман мелна» - трехслойные блины с крупой, которые выпекают по праздникам.
- На ваш взгляд, какие составляющие формируют имидж города? Почему в одних городах люди с удовольствием живут, а из других стараются уехать?
⁃ Имидж города – это его образ, который формируется в сознании людей. Он складывается из множества составляющих, как и отрасль туризма является общим понятием. Для жизни и путешествий важно: экономическое развитие, состояние инфраструктуры, культурное и историческое наследие, транспортная доступность.
Важной составляющей формирования туристического имиджа города являются мероприятия по продвижению на российском уровне.
Республика Марий Эл принимает участие в крупных международных и Всероссийских туристических выставках и мероприятиях:
Международная выставка-форума «Россия» (8-14 марта 202 г, г. Москва);
XIX международная туристическая выставка «Интурмаркет - 2024»
(16 - 18 марта 2024 г., г. Москва);
Международная выставка туризма и индустрии гостеприимства MITT (19-21 марта 2024 г., г. Москва);
Российско-Белорусский туристический Конгресс и Международная
весенняя туристическая ярмарка «Отдых 2024» (15 по 19 апреля 2024 г.,
г. Минск);
Российский туристический форум «Путешествуй» (12 по 16 июня 2024 г., г. Москва).
В 2024 г. в Республике Марий Эл прошли съемки федеральных телепередач «Поехали» и «Непутевые заметки» Первого канала, «Интуристы» телеканала СТС.
В регион регулярно прибывают туристические поезда в рамках межрегионального проекта «Яркие выходные в Приволжье». Регион посетили более 6 тысяч туристов из Самары, Оренбурга, Ульяновска и других регионов.
В 2024 г. город Йошкар-Ола занял I место на Всероссийской премии «Туристические города» в номинации «Город сувенирной туристической продукции».
Также проводится работа по брендированию общественного автобусного и железнодорожного транспорта регионов Приволжского Федерального округа.
В 2024 году за счет средств республиканского бюджета планируется установка знаков туристской навигации к объектам туристического интереса Республики Марий Эл.
В сентябре 2024 г. в г. Йошкар-Оле состоится Финал окружного этапа Всероссийской премии «Russian Event Awаrds».

- На ваш взгляд, внешний вид жителей может повлиять на узнаваемость города? Если да, то какие факторы должны быть задействованы, если нет, то почему?
⁃ Главное качество, которое влияет на узнаваемость города с точки зрения туризма – это конечно гостеприимство и открытость его жителей.

Из личного архива Ольги Бадма-Халгаевой
- Чтобы вы порекомендовали построить или сделать в городе? Что, на ваш взгляд, могло бы стать современной «точкой притяжения» для туристов и новых жителей?
⁃ В целях развития туристского потенциала региона в целом и города в частности ведется работа по разработке Концептуального мастер-плана развития туризма на территории Республики Марий Эл.
Работа планируется в 3 этапа:
  • диагностика туристического сектора Республики Марий Эл;
  • определение перечня и расположения приоритетных проектов для реализации на территории туристских кластеров Республики Марий Эл;
  • разработка дорожной карты реализации концептуального Мастер-плана по развитию туризма в Республике Марий Эл о 2030 г.
Окончание работ – ноябрь 2024 г.
Мастер-план позволит определить приоритетные направления развития туризма, а также сформировать инвест-лоты для заинтересованных инвесторов.


Ольга, спасибо за интересные и развернутые ответы!
Юлия Антипова, главный редактор онлайн-журнала “БРЕНДЫ ГОРОДОВ"